Мал мала меньше
Недолго оставалась в одиночестве индийская суперновинка, автомобиль за $2500 Tata Nano. Прошло всего четыре месяца с ее первого показа публике, и вот уже появился конкурент. На прошлой неделе глава Renault и Nissan Карлос Гон объявил, что его компании вместе с индийской Bajaj начинают готовить ответ Tata. Индийско-французское СП (по 25% в нем принадлежит Nissan и Renault, 50% — Bajaj) обещает через три года начать выпуск своей модели за те же $2500.

Затевать совместное производство с фирмой, до того делавшей только мопеды, бытовую технику и всякие мелочи вроде осветительных приборов, — дело рискованное. Bajaj, правда, уже пыталась сама выйти в автомобильную сферу — публике была представлена разработанная ею дешевая машинка. Но Renault уже предупредила, что на этом произведении индийских инженеров ее новый проект основываться не будет, все работы начнутся с нуля.

Конечно, обидно было Renault, благодаря своей Logan ставшей родоначальницей целого направления «новый народный автомобиль», пропускать вперед какую-то Tata: с кем только не станешь сотрудничать в такой ситуации. Штука в том, что и Tata, выставляя в январе на всеобщее обозрение свою Nano, кажется, не столько демонстрировала реальные достижения, сколько мечтала о славе первопроходца.

Nano вы можете увидеть только на салоне в Дели, продаж и тест-драйвов пока не будет, заявили SM в Tata Motors и предложили перезвонить в конце года. Даже о дате начала продаж Nano в Индии до сих пор ничего не известно. Зато компания создала для своей машинки яркий сайт и за неимением другой статистики периодически сообщает общественности, сколько миллионов человек его посетило. Там можно даже «собрать собственную Nano», выбирая из списка предложенных опций. Собрать-то можно, а вот заказать, даже предварительно, — нет.

Когда-то главной темой новостей о новых моделях были передовые технологии и все новые технические навороты. VW, например, не приходило в голову сообщать всему миру о ходе бразильского производства устаревших дешевых «Жука» или Gol. Сейчас новость о подруливающих задних колесах новой Renault Laguna бледнеет на фоне обещаний все более дешевых автомобилей. Неважно, что Tata Nano, даже если индийцы наконец-то сумеют собрать ее так, чтобы не стыдно было продавать, соответствует лишь их, индийским, нормам и едва ли в обозримом будущем попадет на другие рынки. Неважно, что и будущая модель Renault-Nissan-Bajaj в отличие от той же Logan, сразу продававшейся во многих странах, едва ли выедет за пределы родного полуострова. Просто пообещать, что она будет, — уже плюс для имиджа фирмы.
http://www.smoney.ru/article.shtml?2008/05/19/5528